Периодически к нам заходят некоторые читатели нашей газеты и иногда то, что они говорят, это что-то новое для нас журналистов молодых поколений, вообще всем читателям «Колымской правды» и жителям Нижней Колымы. Сейчас, когда в нашей республике в разных населенных пунктах празднуется 50-летие начало строительства Байкало-амурской магистрали нелишним будет вспомнить и о том, что в этом важном процессе участвовали наши нижнеколымчане. В частности, на строительстве части БАМа, Амуро-якутской магистрали (АЯМ), участвовали наши земляки в составе отряда «Аямовец». В числе этих молодых ребят был Вячеслав Егорович Кемлиль, в те годы он был секретарем комитета комсомола совхоза «Нижнеколымский».
— Кто предложил Вам участвовать в стройке века для всей страны?
— Мне позвонил Владимир Ключник: «Рекомендуем тебя поехать на Аян». Тогда был комсомольский призыв, мы поехали в начале на месяц, а потом остались и на второй. На второй месяц оставались лишь те, кто захотел. Мы с Иван Ивановичем Максимовым остались тогда. Остальные уехали. Было это в 1987 году.
— Не страшно ли было, скажем так, парень с сельскохозяйственного района с оленеводства, и вдруг на строительство железной дороги?
— Тогда молодые же были, все интересно было. Тогда еще жена родила, маленький ребёнок, хорошо, что еще родственников много, поэтому решился поехать.
— Как вас там приняли?
— Очень хорошо. Там мы назывались строительно-монтажный поезд какой-то, сейчас уже не вспомню.
— Вы тогда приехали, и кроме работы в оленеводстве и навыков выживания в тундре, вы ничего особо не умели, тогда какую-то учебу для вас сделали? Или, работая учились?
— Нам сказали: вот фронт работы, где мы должны работать. На участке флажки стоят, где-то завязки, они ещё по цветам отличались и т.д.
Мы рубили просеки под магистраль. Поначалу адская работа, казалось, жара, красные муравьи. Много разных людей было даже и панки, были те и кто приехал и за романтикой, а не работать. Отряд был из 145 человек, потом рассеялись, и осталось всего 45 человек всего. У нас были палаточные городки, мы были в горной местности, поэтому почти каждый раз был туман, иней, прохлада. А когда спускались на место работы, там была жара.
Мы ездили в другие отряды в гости, ездили в Золотинку, что была рядом, культурно просвещались в один свой выходной.
— Сейчас по прошествии лет вспоминаете те времена? С кем-то переписывались в тех времен?
— Конечно, постоянно, такие хорошие года были. Да, часто созванивались со своим другом, который остался там дальше работать и строить, даже встречались с ним в Якутске.
— По приезду вас награждали чем-то?
— Да, наградили грамотой, хотя многих награждали только благодарностью, также еще хороший приз был по тем временам.
Всего мы тогда прорубили 42 или 45 километров. Местность то была лесная, где-то одни кусты, где-то такие деревья большие, это ведь Южная Якутия.
Запомнился один случай, за неделю до окончания работы собрание было, командир отряда искал кто сможет сделать сэргэ. Я тогда еще деревом занимался, никто руки не поднял, ну тогда я поднял и стал заниматься вместе с другом. Это сэргэ мы на память оставили, мы тогда оригинально сделали, композицию.
Татьяна ВЕЛЬВИНА.(Фото из архива редакции и Интернета).