В Зеленомысском речном порту и Нижнеколымской нефтебазе продолжается переработка грузов для нескольких районов, в т.ч. Билибинского района Чукотки.
В город Билибино грузы из Нижней Колымы попадают либо в зимнее время по зимнику, либо в летнее время по Колыме и Анюю в село Анюйск. Основная часть грузов в навигацию доставляется в это село судами Колымской судоходной компании. Как идёт транспортный процесс в дни второй половины сентября, узнал корреспондент «Колымской правды».
На Анюе нет проблем с водой
Танкер ТР-75 Колымской судоходной компании, приняв 539 тонн дизельного топлива с танкера «Тикси», в 14 часов отправился в путь.
Меньше одной трети пути проходит по Колыме, а потом 102 километра по реке Анюй. По факту перевозки в Анюйск идут в рамках северного завоза, но вот парадокс – навигационной обстановки здесь нет много лет.
В ответ на мой недоумевающий вопрос, капитан танкера ТР-75 Михаил Костогруд, ответил: «Да, привыкли уже. Хотя на некоторых участках створы конечно же необходимы. Выручают свои же собственные треки предыдущих рейсов. Сейчас на Анюе сложностей с водой нет, ходили уверенно. Но так бывает не всегда, и в любом случае вся ответственность лежит на капитанах».
Ой, вы ночи, анюйские ночи…
День давно уже идёт на убыль, сумерки ранние, ночи тёмные, и поэтому в это время суток суда встают на ночёвку. Мы также остановились немного не дойдя до протоки Прорва, соединяющей Большой Анюй с Малым Анюем. Свидетелями нашей стоянки были лишь зайцы, которых на берегу было наверное с десяток.
В пять часов утра снялись с якоря и пошли дальше. Встретились с судами СПН-690-Б, СК-2036 и СПН-714-Б, возвращавшиеся после разгрузки в Анюйске.
Непогода навигации не помеха
Весь день шёл моросящий дождь, временами он усиливался.
В пелене дождя дошли до села Анюйск.
При подходе проинформировали местный участок «Чукотснаба». После швартовки, и положенного по технологии отстоя, на борт танкера поднялись представители предприятия «Чукотснаб» и провели замеры топлива.
Далее началась работа по перекачке.
Воспользовавшись свободным временем, я отправился в село.
На причале шла разгрузка баржи из Черского. Один за одним на берег переносились контейнеры, оборудование, «КамАЗ»-самосвал и автобус.
На территории причала складированы ранее полученные грузы, что-то сразу грузилось на машины, которые вскоре уйдут в Билибино.
Новые дома идут на смену аварийным
Прежде всего в Анюйске меня интересовало строительство жилых домов. Два года назад здесь были сданы два двухэтажных жилых дома. Но тогда же в селе говорили, что это только начало. В этом году возле них открыли детскую площадку.
А сейчас в селе строятся одновременно четыре двухэтажки. Строительство идёт на разных этапах, а ведь ещё в феврале там ничего не было и лежал снег. Согласитесь, это значимое событие не только для небольшого села!
Немаловажно, что в трёх домах квартиры двухуровневые с отдельными выходами. Как отмечают местные жители, работа движется хорошо.
Как сообщил «Колымской правде» глава Билибинского района Евгений Сафонов, «строительством занимаются два подрядных предприятия, квартиры в новых домах получат переселенцы из аварийного жилого фонда, т.е. из тех домов, которые были признаны аварийными до 2017 года».
Можно только позавидовать настойчивости главы района, сумевшего реализовать этот проект в условиях отдалённости и сложной транспортной доступности. Доставка шла по железной дороге до Нижнего Бестяха, затем машинами по зимникам через всю Якутию на Чукотку.
Ещё один новый объект расположен недалеко от школы – это универсальная спортивная площадка, на которой можно играть в мини-футбол, баскетбол и волейбол.
На ней имеется искусственное покрытие, освещение и ограждение.
В Анюйске повидался с друзьями, поговорили за чашкой кофе о многом, что связывает наши районы.
Путь домой
В 6 часов утра 17 сентября танкер ТР-75 отправился из Анюйска в обратный путь.
Навстречу шли СПН и буксир «Патома» с грузами для Анюйска.
Навигация продолжается, но её время неумолимо сокращается о чём свидетельствуют полностью белые от снега сопки на Чукотке, да и в Нижнеколымском районе вершины сопок уже белеют.
Алексей КУРИЛО. (Фото автора).