— Мы много лет вынашиваем идею – провести экспедицию на остров Большой Бегичев и провести там отлов овцебыков. Мы провели подготовку, договорились с Министерством экологии Якутии о проведении этой работы, оформили документы в Минэкологии Якутии и Минприроды России.
Обычно отлов проводится с применением авиации. Нанимается вертолёт примерно на две недели. Проводится поиск стад овцебыков, затем высаживаются специалисты со специальным оружием со снотворным, животных усыпляют, грузят в транспортные клетки. Затем заказывают самолёт Ан-26 и вывозят животных по назначению. Процесс очень дорогой, стоимость составляет десятки миллионов.
Мы решили пойти другим путём – использовать в этой работе специальное судно. В нашем регионе таких нет, поэтому решили, приобрести небольшое судно морского класса, прийти на остров, высадиться, поиск провести на квадроциклах, отловить овцебыков и на этом судне доставить в Плейстоценовый парк.
В городе Владивостоке был приобретён старый кальмаролов, его готовили в течении зимы к работе и переходу по морям. Планировали выйти из Владивостока в середине июля, в середине августа прийти на Колыму в Черский, принять на борт специалистов и отправится на остров Большой Бегичев.
Первая часть плана была успешно осуществлена. 23 июля мы вышли на «Ковчеге» из Владивостока. В пути неоднократно попадали в штормы. Благополучно дошли до Берингова пролива, и после него начались проблемы. Согласно информации Института Арктики и Антарктики в этом году в Чукотском море самая аномальная ледовая обстановка за последние 30 лет! Обычно в середине июля всё побережье очищается от льда и можно спокойно ходить судам, то сейчас всё было по-другому. Всё лето от Уэлена до Мыса Шмидта и до острова Врангеля стояли плотные льды и перекрывали все проходы. Суда проходили только с ледокольной проводкой севернее Врангеля. Для нашего небольшого судна, это было большой проблемой.
В результате мы простояли 31 день. Даже не то, чтобы простояли, а продвигались, маневрировали во льдах, чтобы пройти до Колымы. У нас это заняло 31 день. Наконец пришёл южный ветер, который отогнал льды, и мы сумели проскочить этот участок и прошли мимо Мыса Шмидта, Певека на Колыму и прибыли в Черский. Проблема заключается в том, что мы пришли 14 сентября вместо 14 августа, и время для перехода на остров Большой Бегичев прошло. Принято решение разбить экспедицию на две части и перенести отлов овцебыков на следующий год.
— А почему вы назвали своё судно «Ковчег»? «Каждой твари по паре?»
— Судно было приобретено именно для перевозки овцебыков. Мы думали, вспоминали, какие есть известные суда, которые так или иначе возили животных. Кроме «Ковчега» мы ничего лучше не придумали. Знаете, пару раз перед мной вставала проблема, назвать новое судно. И каждый раз либо скатывался в банальщину, либо названо, либо неинтересно. Надеюсь, название «Ковчег» не самое плохое.
— Никита Сергеевич, мы хорошо знаем, что Плейстоценовый парк – это дело всей жизни вашей семьи. Одно время к этому проекту проявлял интерес один из российских фондов, но сейчас вы остались один на один со своей работой. Не опускаются ли руки?
— Безусловно сейчас не самая простая ситуация у проекта. Но я надеюсь, что нам удастся так или иначе продержаться. На данный момент у нас завезены все корма, топливо, есть штат работников, и к зиме мы готовы. Сейчас нет больших трат, есть время консолидироваться, и подготовиться к дальнейшему развитию.
Всё равно в целом я с оптимизмом смотрю в будущее, потому что не так много в нашей стране (наверное, и в мире) проектов, которые заточены на климат, на борьбу с потеплением, и при этом несут огромное количество выгод с точки зрения экологии, и даже экономики. Мы воссоздаём экосистемы, воссоздаём богатую природу, и при этом боремся с климатом.
У нашего проекта неплохие позиции. Интерес к проекту очень большой и у нас в стране и за границей. Мы за последний год собрали большой объём научных данных, подтверждающих, что наши пастбища позволяют накапливать углерод, что улучшается отражающая способность поверхности по сравнению с той, что сейчас есть на Севере. И задача сейчас – это опубликовать в научных журналах. Думаю, дальше интерес к этой теме у различных государственных и негосударственных структур будет возрастать.
Стараемся, работаем, развиваемся, ищем способы дальнейшего развития!
Алексей КУРИЛО. (Фото автора и Никиты ЗИМОВА).