Плейстоценовый парк как источник вдохновения, или научный эксперимент глазами художника

Художник Екатерина Суржанинова в своих работах отражает Крайний Север, Арктику, природу, но наверное самое главное – рисует людей живущих и работающих в этих районах. И это неудивительно – она родилась в посёлке Черский. Сейчас она живёт в Якутске, но её работы известны далеко за пределами республики. Во второй половине августа она побывала в Черском и Плейстоценовом парке.

— Екатерина, в прошлый свой приезд в Нижнеколымский район, ты побывала в сёлах, работала в районном центре, делала зарисовки людей. Сейчас ты ездила в Плейстоценовый парк. Чем он тебя привлёк? Что тебя вдохновило? Как прошла работа в парке?

— В целом меня заинтересовал сам феномен, что в Арктике создали такой Плейстоценовый парк, и то, что животные там пасутся практически на воле. Это очень интересно, и я давно хотела туда поехать.

Когда я первый приехала в парк, была зима и очень холодно, писать в такие морозы было невозможно. И я планировала съездить в Плейстоценовый парк в тёплое время года.

В этот раз я была в районе всего только неделю, поэтому успела написать две картины с пейзажами, где на фоне живописной местности есть бизоны и другие животные. Погода правда выдалась не совсем удачная – всю неделю шли дожди, но были и небольшие просветы в непогоде и мне удалось что-то написать.

— Какие животные в Плейстоценовом парке тебе понравились больше всего?

— Все понравились. Интересными были бизоны, верблюды были очень дружелюбными с ними интересно общаться.

Так и не увидела овцебыков, они были глубоко в лесу.

Бизоны на фоне светлой травы очень сильно выделялись своей тёмной шерстью. В какие-то моменты я представляли эти ландшафты, какими они были тысячи лет назад, сколько животных паслись в наших краях…

— Кто помогал тебе в работе в парке?

— Вначале я побывала на ближнем участке парка на Амболихе. Там работает Вадим Мещеряков. Он кстати встречал меня в аэропорту. На следующий день меня отвезли в Плейстоценовый парк. Там был Вадим Каургин, который мне всё объяснил и показал, как всё устроено.

— Ты побывала в Плейстоценовом парке, многое увидела, а с научными исследованиями Сергея Афанасьевича и Никиты Зимовых ты знакома?

— Я много читала, слежу за новостями парка, поэтому об их научной, исследовательской деятельности знаю давно. В теории предлагаемое ими возможно. Нужно больше животных и либо чтобы они находились в разных местах – такое моё личное мнение.

— Дни пребывания в парке стояли серые, но какое-то яркое впечатление осталось от этой поездки?

— Конечно же больше всего меня впечатлили животные, их жизнь на фоне этих ландшафтов. Помимо зарисовок я снимала ещё на видео, и позже смонтирую небольшие ролики для социальной сети.

Зимой, когда я подходила фотографировать бизонов, нужно было медленно подкрадываться, обходить со стороны. Сейчас я заметила, что если присесть на карточки, то бизоны через некоторое время перестают обращать на тебя внимание и спокойно занимаются своими делами, остаётся только ожидать нужного момента или ракурса.

В эти дни был случай, когда вечером после дождя я пошла на зарисовки, всё сделала и поснимала, и уже стала возвращаться, а бизоны были в одном узковатом месте между кустарниками и водой. Я просто хотела срезать путь, они побежали. Бегут, бегут, бегут, и такое ощущение, как будто ты доисторический охотник, копья только не хватало.

— Зарисовки, видеосюжеты, а какой всё-таки будет творческий результат поездки?

— Будут две картины. Но на ближайших выставках они скорее всего не будут выставлены. Когда их буду выставлять, буду рассказывать об этих местах, о научной деятельности Зимовых. Меня вполне устроил творческий результат для такого короткого времени.

Обычно в таких поездках достигаешь сразу нескольких целей – узнаёшь новые места, людей, и отдыхаешь на природе, отдыхаешь душой. В любом случае никаких минусов при этом нет, одни плюсы.

Алексей КУРИЛО. (Фото предоставлено Екатериной Суржаниновой).

Читайте дальше