С 10 августа по 21 августа в Нижнеколымском районе работала группа ученых Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук по реализации проекта российского научного фонда №22-18-20036 «Русские старожилы Якутии: история и социокультурная антропология в контексте российской государственности в Арктике»: Саргылана Егоровна Никитина (руководитель, кандидат исторических наук) и Дмитрий Алексеевич Николаев (лаборант-исследователь).
Итоги своей работы они подвели в беседе с корреспондентом районной газеты «Колымская правда»:
Дела давно минувших дней
— Известно, что в 1643 году 23 русских землепроходца – М. Стадухин, С. Дежнев, Ф.Чюкичев, С.Мотора и другие – прошли на двух кочах по Ледовитому океану от реки Алазея вошли в устье реки Колымы и построили здесь острог. Уже в 1647 г. на Колыме было 396 промышленных людей (те, кто занимались промыслом пушного зверя и мамонтовой кости). Колымский анклав русских старожилов формировался не только за счет промышленных людей, но в большей степени за счет казаков. Главную службу нижнеколымских казаков составлял ежегодный поход в составе 25-30 человек к Островной крепости на Анюе, где они были ответственны за общественный порядок на Анюйской ярмарке. Казаки же обеспечивали сопровождение почты, грузов, ссыльных, собранной ясачной пушнины и другого государственного имущества.
Так русскими казаками и промышленными людьми по арктическому побережью были основаны постоянные русские поселения: Булун – на Лене, Казачье – на Яне, Русское Устье – на Индигирке, Походск – на Колыме, Марково – на Анадыре, своим повседневным проживанием установившие российскую государственность в Арктике. Наиболее близкими по трудовым занятиям, культуре и семейным связям являются русские старожилы устья р. Индигирки и устья р. Колымы.
Роль старожилов изучении Арктики
Большую роль арктические русские старожилы сыграли в помощи академическим экспедициям в научном освоении морского побережья Ледовитого океана и полярных островов в давние века и в советское время изучения природных богатств Севера. Здесь у арктических русских старожилов экспедиции получали оснащение ездовыми упряжками, рыбой и мясом. Колымские и индигирские ездовые собаки пользовались чрезвычайным спросом как наиболее выносливые и умные проводники по тундре, которые выведут к месту назначения при любых суровых условиях арктической непогоды.
Наша группа в начале лета побывала на реке Индигирке, проехала почти по всем заимкам, где были давние родовые рыболовные участки русскоустьинцев. Мы зафиксировали строительные традиции сохранившихся жилых и хозяйственных построек, способы теплосбережения, собрали материал «устной истории» по их трудовой повседневности, хозяйственному укладу, быту и культуре.
Здесь на Колыме, руководствуясь погодными условиями штормовых прогнозов, мы начали с села Походск, где, несмотря на хронически зарядивший дождь, нас смогли свозить по виске Рассоха и показать отдельные исторические зимовья рыбаков и охотников.
Теплосбережение по-походски
Интересный факт, который нам удалось установить позднее, уже здесь в Нижнеколымском муниципальном архиве, при организации центральной колхозной усадьбы в с. Походск там были построены только клуб, школа и общежитие, а остальные дома были перенесены жителями из зимовий. Таким образом, нам удалось зафиксировать особенности строительных традиций и теплосбережения походчан. Разница в климатических особенностях (так как здесь растут тальник и трава), например, нашла отражение в штукатурке для утепления жилых домов, в глину вмешивали солому, тогда как в давние века русскоустьинцы в глину добавляли оленью шерсть, чтобы штукатурка держалась. Ячейки, которые современные мастера формируют дранкой, рейками, традиционно конструировали ветками тальника.
В музее села Походска мы обнаружили уникальнейшие образцы орудий труда. Именно здесь, нам стало понятно, как со шкуры снимали шерсть: «камедверье» — это орудие, посередине которого воткнут «аут», срезавший шерсть со шкуры. В музее нам была предоставлена возможность поработать с уникальными документами 1930-1940 годов.
И все наши успехи были бы невозможны без неоценимой помощи Ирины Петровны Борисовой и ее мужа Ивана Петровича Котельникова. Хотим выразить им самые сердечные слова благодарности! А также мы хотим от всего сердца поблагодарить организатора всех наших передвижений по району, по логистике исследовательских маршрутов — уважаемую Ларису Леонидовну Растригину!
Кроме того мы поработали в муниципальном музее, библиотеке, встретились с походчанами, живущими в посёлке Черский.
…Встречаясь с такими людьми узнаёшь много нового, т.к. работая по проекту они не ограничиваются его рамками, а стараются узнать как много больше о тех местах, где бывают, об их истории, культуре, традициях; прошлом, настоящем и даже будущем.
Алексей КУРИЛО. (Фотографии предоставлены учёными),