Каждый народ имеет свои старинные традиционные праздники, которые бережно передаются из поколения в поколение. У народа Саха это – ЫсыахЯкутский ысыах связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. Праздник возрождения природы.

Первые сведения об этом празднике можно встретить уже в дневниковых записях голландского путешественника И.Идеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце века. Он отмечал, что у якутов в году всего лишь один праздник, который они справляют весной с большой торжественностью: разводят костры и поддерживают их пока длится праздник, в большом количестве приготовляют кумыс (напиток из кобыльего молока), который используют для возлияний, также всех гостей праздника угощали этим действительно богатырским напитком. В старину ритуал открытия праздника совершал Белый шаман (Айыы Ойуун). Его сопровождали 8 невинных девушек и 9 невинных юношей. Ритуал кропления кумысом с молениями божествам айыы и духам местности приурочивали к восходу Солнца. Обращение к небесным божествам айыы, от которых зависело благополучие народа было главным моментом праздника.

Ысыах как календарный праздник был неразрывно связан с традиционно-хозяйственной деятельностью якутов. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов, делить год на две половины: зимнего (осень-зима) и летнего (весна-лето). Существования своеобразной границы между старым и новым, прошлым и будущим носило свое выражение в якутском Ысыахе. Якуты справляли Ысыах в день солнечного солнцестояния с 21 по 22 июня и называли его Новым годом. Они отмечали его как праздник обновления, рождения Природы и Человека. Ысыах был связан с добрым, светлым началом и конечно, надеждами на будущее. После долгой затяжной зимы народ саха мог вместе собраться и повеселиться на празднике от души: кумысопитие, национальные игры, борьба, конные скачки, состязания олонхосутов, а самое главное круговой танец-осуохай, тянувшийся до утра. Праздник по преданиям, мог длиться до 9 дней, после Ысыаха все дружно, выходили на сенокосные работы.

Еще П.А. Ойунский отмечал, что Ысыах был праздником семейным.  К празднику готовились заранее, каждая семья старалась заготовить необходимый запас праздничной пищи и кумыса, сшить праздничную одежду.  И по Семейным традициям приглашали всех близких и дальних родственников. Большое значение имели благословения уважаемых и почтенных членов семьи молодому поколению.

Сегодня лучшие старинные традиции праздника нашли свое творческое развитие в современном Ысыахе. В 1991 г. С принятием Конституции Республики Саха, Ысыах стал государственным праздником. Ысыах в Якутске проводится в местности Ус Хатын. Праздник встречи лета, который проходит в столице Республики Саха, с уважением называют Ысыах Туймаады. Кроме Ысыаха Туймаады и Олонхо, проводится еще Ысыах молодежи, как говорит само название, праздник встречи лета, посвященный молодежи. Также ежегодно проводится Ысыах Манчаары, праздник со спортивным уклоном.

Ысыах Туймаады стал настолько известным, что сюда приезжают гости с других городов России, даже представители различных стран. Ведь этот праздник полностью отражает всю сущность якутской культуры.

Венера КЕМЛИЛЬ, главный библиограф районной библиотеки.

Подробнее читайте на сайте районной библиотеки https://rcbs-chersky.saha.muzkult.ru/yorung_tynah_isyah

Читайте дальше